Защита прав потребителей банковских услуг
Для эффективного, устойчивого и справедливого функционирования рынка финансовых услуг необходимо наличие таких взаимосвязанных компонентов, как профессиональные стандарты и этика финансовых институтов, эффективный контроль и надзор со стороны регуляторов финансового рынка, обеспечение доступности финансовых услуг и защиты прав потребителей, повышение финансовой грамотности населения.
Защита прав потребителей финансовых услуг также требует создание действенной правовой и регулирующей среды со стороны надзорных органов.
Указом Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года №УП-5269 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан" на базе Департамента по работе с обращениями физических и юридических лиц в Центральном банке создана Служба по защите прав потребителей банковских услуг.
Основными задачами Службы определены:
- защита прав и законных интересов потребителей банковских услуг;
- повышение финансовой доступности;
- повышение уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.
При этом банковскими услугами будут считаться услуги, предоставляемые коммерческими банками, микрокредитными организациями и ломбардами. А потребителями банковских услуг - физические лица (в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) или юридические лица, обратившееся в кредитную организацию с намерением получить, получающее или получившее банковскую услугу.
В процессе своей деятельности Служба будет рассматривать обращения, связанные с нарушениями прав потребителей со стороны коммерческих банков, микрокредитных организаций и ломбардов и осуществлять меры по устранению таких нарушений и восстановлению прав потребителей.
В части касающейся повышения доступности финансовых услуг в отношении кредитных организаций планируется проведение мероприятий в кредитно-финансовой системе по повышению культуры банковского обслуживания, оказанию инновационных банковских услуг для удовлетворения потребностей клиентов и укрепления доверия населения к банковской системе.
Центральный банк намерен осуществлять планомерную работу по совершенствованию норм законодательства, направленных на защиту прав потребителей банковских услуг и улучшению качества банковских услуг, а также мероприятия по повышению финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.
Служба по защите прав потребителей банковских услуг принимает обращения по вопросам нарушения прав потребителей банковских услуг по телефону доверия (0371) 200-00-44 или по адресу: г.Ташкент, ул. И. Каримова, 6.