История банковской системы
Дата обновления: 30 июн 2020, 14:48
Банкам Узбекистана пришлось пройти долгий эволюционный путь развития, преодолеть немалые сложности, чтобы стать сегодня мощной системой, влияющей на национальную экономику.
2010 год
Коммерческие банки Узбекистана начали выступать, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства, а с другой — удовлетворяют за счет привлеченных средств финансовые потребности предприятий, частного предпринимательства и населения.
В последние годы в республике, как и в мировой банковской практике в целом, международные и отечественные эксперты отмечают наличие главной тенденции — уход от специализации и углубление универсализации банковской деятельности. Это предопределяет само содержание операций банка и сущность кредитных отношений.
В последние годы в республике, как и в мировой банковской практике в целом, международные и отечественные эксперты отмечают наличие главной тенденции — уход от специализации и углубление универсализации банковской деятельности. Это предопределяет само содержание операций банка и сущность кредитных отношений.
2008—2009 годы
Важным направлением деятельности банков становится развитие розничных банковских продуктов как для населения, так и для предпринимателей.
Банки строят свою работу в этом направлении, исходя из «золотого» принципа мировой практики: привлекательность услуг для населения пропорциональна росту доступности к кредитам предпринимателей. Продолжающиеся реформы активизируют деятельность банков в русле принятых ранее законов, имеющих важное социальное значение и способствующих повышению уровня жизни населения страны — «О потребительском кредите» и «Об ипотеке».
Отвечая на вызовы новых реалий и в самой республике, и в мировом банковском сообществе, коммерческие банки Узбекистана расширяют набор предлагаемых услуг, выпускают на рынок новые банковские продукты и одновременно активно генерируют международные стандарты деятельности финансовых учреждений.
Банки строят свою работу в этом направлении, исходя из «золотого» принципа мировой практики: привлекательность услуг для населения пропорциональна росту доступности к кредитам предпринимателей. Продолжающиеся реформы активизируют деятельность банков в русле принятых ранее законов, имеющих важное социальное значение и способствующих повышению уровня жизни населения страны — «О потребительском кредите» и «Об ипотеке».
Отвечая на вызовы новых реалий и в самой республике, и в мировом банковском сообществе, коммерческие банки Узбекистана расширяют набор предлагаемых услуг, выпускают на рынок новые банковские продукты и одновременно активно генерируют международные стандарты деятельности финансовых учреждений.
2006—2007 годы
2006—2007 годы — время возникновения ипотечного кредитования. Преимущества этой формы банковской услуги были быстро оценены гражданами Узбекистана. Новый источник средств и форм их социальной защиты, особенно молодежи, подкрепили два важных закона — «О потребительском кредите» и «Об ипотеке».
Положения Закона РУ «О потребительском кредите» направлены на защиту прав и интересов потребителя и существенно расширяют возможности населения по улучшению своих бытовых условий, что влечет за собой значительное увеличение объемов потребительского кредитования в банках.
В октябре 2006 года вступил в силу Закон РУ «Об ипотеке». Его принятие ознаменовало новый этап в развитии банковского ипотечного кредитования, определив правовой механизм выдачи кредитов для приобретения недвижимого имущества. Главной целью документа стало регулирование отношений, возникающих при применении залога недвижимого имущества. Появление на потребительском рынке нового вида услуг — ипотеки — способствовало улучшению жилищных условий населения. В рамках уже действующего постановления Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 года «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья» внедряется ряд новых механизмов в системе долгосрочного ипотечного кредитования строительства жилья, создаются Акционерно-коммерческий ипотечный банк — «Ипотека-банк» и Фонд поддержки ипотечного кредитования.
Стратегии банков в этот период направлены на укрепление налично-денежного обращения, формирование резервов наличности в филиалах, повышение эффективности своей деятельности.
Реализация мер «Программы реформирования и развития банковского сектора на 2005—2007 годы» способствовала дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы, обеспечив ее устойчивый рост и значительное увеличение уровня капитализации. При этом приоритетными направлениями стали укрепление денежного обращения, повышение устойчивости национальной валюты и ее обменного курса, стимулирование увеличения вкладов населения в депозиты банков. Своевременные льготы, предоставленные правительством коммерческим банкам страны, постоянное стимулирование их стремления к развитию предопределило формирование банковско-финансового рынка, на котором кредитные учреждения стали разрабатывать и предлагать свои новые инструменты.
Положения Закона РУ «О потребительском кредите» направлены на защиту прав и интересов потребителя и существенно расширяют возможности населения по улучшению своих бытовых условий, что влечет за собой значительное увеличение объемов потребительского кредитования в банках.
В октябре 2006 года вступил в силу Закон РУ «Об ипотеке». Его принятие ознаменовало новый этап в развитии банковского ипотечного кредитования, определив правовой механизм выдачи кредитов для приобретения недвижимого имущества. Главной целью документа стало регулирование отношений, возникающих при применении залога недвижимого имущества. Появление на потребительском рынке нового вида услуг — ипотеки — способствовало улучшению жилищных условий населения. В рамках уже действующего постановления Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 года «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья» внедряется ряд новых механизмов в системе долгосрочного ипотечного кредитования строительства жилья, создаются Акционерно-коммерческий ипотечный банк — «Ипотека-банк» и Фонд поддержки ипотечного кредитования.
Стратегии банков в этот период направлены на укрепление налично-денежного обращения, формирование резервов наличности в филиалах, повышение эффективности своей деятельности.
Реализация мер «Программы реформирования и развития банковского сектора на 2005—2007 годы» способствовала дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы, обеспечив ее устойчивый рост и значительное увеличение уровня капитализации. При этом приоритетными направлениями стали укрепление денежного обращения, повышение устойчивости национальной валюты и ее обменного курса, стимулирование увеличения вкладов населения в депозиты банков. Своевременные льготы, предоставленные правительством коммерческим банкам страны, постоянное стимулирование их стремления к развитию предопределило формирование банковско-финансового рынка, на котором кредитные учреждения стали разрабатывать и предлагать свои новые инструменты.
2005—2006 годы
2005—2006 годы — период повышения уровня капитализации банков страны и привлечения их к участию в инвестиционных процессах и структурных преобразованиях экономики. Освобождение банков от налога на прибыль, получаемую от предоставления отечественным предприятиям инвестиционных кредитов на срок свыше трех лет и направляемую на увеличение собственного капитала, рассматривается правительством страны как еще один резерв повышения банковской активности. Дополнительно к этому из налогооблагаемой базы исключаются расходы коммерческих банков по открытию мини-банков, создаваемых в соответствии с утвержденными государственными программами.
В этот период акцент делается на реализацию конкретных мер по укреплению денежного обращения и повышению устойчивости национальной валюты, ее обменного курса. Это значительно активизирует население, которое с большей готовностью, демонстрируя свое доверие к банкам, открывает в них депозитные счета. Возрастают объемы депозитной базы банков. Формируется рынок банковских услуг, линейка банковских продуктов пополняется новыми видами, например, лизинговыми.
Развитие розничных услуг способствует созданию совместных банков с широким привлечением международного банковского и финансового капитала. Банковский рынок республики серьезно изменяется в результате образования банков со 100%-ным частным капиталом. Частные банки обостряют конкуренцию на рынке услуг, что становится одним из важнейших этапов развития отечественной банковской системы. Правительство и Центральный банк всячески стимулируют их развитие, предоставляя налоговые льготы и техническую поддержку в подготовке персонала. В настоящее время количество частных банков составляет почти половину от общего числа коммерческих банков страны.
Стимулирование развития частных банков в республике способствует повышению конкуренции, улучшению качества предоставляемых банковских услуг, эффективному рыночному распределению финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на процессах развития частного предпринимательства в стране.
В этот период акцент делается на реализацию конкретных мер по укреплению денежного обращения и повышению устойчивости национальной валюты, ее обменного курса. Это значительно активизирует население, которое с большей готовностью, демонстрируя свое доверие к банкам, открывает в них депозитные счета. Возрастают объемы депозитной базы банков. Формируется рынок банковских услуг, линейка банковских продуктов пополняется новыми видами, например, лизинговыми.
Развитие розничных услуг способствует созданию совместных банков с широким привлечением международного банковского и финансового капитала. Банковский рынок республики серьезно изменяется в результате образования банков со 100%-ным частным капиталом. Частные банки обостряют конкуренцию на рынке услуг, что становится одним из важнейших этапов развития отечественной банковской системы. Правительство и Центральный банк всячески стимулируют их развитие, предоставляя налоговые льготы и техническую поддержку в подготовке персонала. В настоящее время количество частных банков составляет почти половину от общего числа коммерческих банков страны.
Стимулирование развития частных банков в республике способствует повышению конкуренции, улучшению качества предоставляемых банковских услуг, эффективному рыночному распределению финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на процессах развития частного предпринимательства в стране.
2003—2004 годы
Период развития системы регулирования банковской деятельности при особом акценте на дальнейшую либерализацию и углубление реформ в стране.
В этот период ставилась цель, от достижения которой зависело направление будущего развития банков, — укрепление доверия населения ко всей банковской сфере, превращение банков в финансовую опору осуществляемых в республике преобразований. Активизируются процессы акционирования предприятий и изменения формы их собственности. Банки, следуя концепции своего развития, совершенствуют стратегии в соответствии с требованиями нового этапа экономического развития страны. Расширение их ресурсной базы и повышение уровня капитализации осуществляется преимущественно за счет привлечения средств новых акционеров, диверсификации собственной деятельности, новых разработок банковских продуктов и инструментов на основе IT-технологий.
Непосредственное воздействие на работу банков оказывают и факторы, связанные с продолжением процесса либерализации валютного рынка и созданием необходимых условий для обеспечения конвертируемости сума по текущим международным операциям. В октябре 2003 года Республика Узбекистан приняла обязательства VIII статьи Соглашения Международного Валютного Фонда, в результате чего предприятия получили возможность осуществлять конвертацию по текущим операциям. В этом вопросе Узбекистан добился цели, опираясь фактически на собственные ресурсы и не привлекая внешних заимствований. Принятые меры способствовали расширению деятельности отечественных предпринимателей, которые получили доступ к конвертации национальной валюты. Было увеличено число обменных пунктов, упростился порядок покупки иностранной валюты.
Это был этап насыщенной и продуктивной работы. Политика Центрального банка, наряду со сдерживанием инфляции и предотвращением резких колебаний курса национальной валюты, была направлена на стимулирование экспорта и эффективное использование валютных ресурсов. Благоприятная ценовая конъюнктура на основные экспортные товары Узбекистана на мировых рынках, а также проведение экспортоориентированной валютной политики способствовали увеличению объемов экспорта и росту золотовалютных резервов.
Продолжается работа по реформированию банковской системы. Ее основными направлениями стали: укрепление системы корпоративного управления путем повышения роли акционеров в руководстве банками; повышение финансовой устойчивости банков за счет улучшения качества их активов, в том числе валютных; дальнейшее совершенствование банковского дела и расширение видов оказываемых банковских услуг; повышение роли коммерческих банков в инвестиционных процессах и усовершенствование механизма доступа предпринимательских структур всех форм собственности к кредитным ресурсам, в том числе по линии международных финансовых организаций.
В этот период ставилась цель, от достижения которой зависело направление будущего развития банков, — укрепление доверия населения ко всей банковской сфере, превращение банков в финансовую опору осуществляемых в республике преобразований. Активизируются процессы акционирования предприятий и изменения формы их собственности. Банки, следуя концепции своего развития, совершенствуют стратегии в соответствии с требованиями нового этапа экономического развития страны. Расширение их ресурсной базы и повышение уровня капитализации осуществляется преимущественно за счет привлечения средств новых акционеров, диверсификации собственной деятельности, новых разработок банковских продуктов и инструментов на основе IT-технологий.
Непосредственное воздействие на работу банков оказывают и факторы, связанные с продолжением процесса либерализации валютного рынка и созданием необходимых условий для обеспечения конвертируемости сума по текущим международным операциям. В октябре 2003 года Республика Узбекистан приняла обязательства VIII статьи Соглашения Международного Валютного Фонда, в результате чего предприятия получили возможность осуществлять конвертацию по текущим операциям. В этом вопросе Узбекистан добился цели, опираясь фактически на собственные ресурсы и не привлекая внешних заимствований. Принятые меры способствовали расширению деятельности отечественных предпринимателей, которые получили доступ к конвертации национальной валюты. Было увеличено число обменных пунктов, упростился порядок покупки иностранной валюты.
Это был этап насыщенной и продуктивной работы. Политика Центрального банка, наряду со сдерживанием инфляции и предотвращением резких колебаний курса национальной валюты, была направлена на стимулирование экспорта и эффективное использование валютных ресурсов. Благоприятная ценовая конъюнктура на основные экспортные товары Узбекистана на мировых рынках, а также проведение экспортоориентированной валютной политики способствовали увеличению объемов экспорта и росту золотовалютных резервов.
Продолжается работа по реформированию банковской системы. Ее основными направлениями стали: укрепление системы корпоративного управления путем повышения роли акционеров в руководстве банками; повышение финансовой устойчивости банков за счет улучшения качества их активов, в том числе валютных; дальнейшее совершенствование банковского дела и расширение видов оказываемых банковских услуг; повышение роли коммерческих банков в инвестиционных процессах и усовершенствование механизма доступа предпринимательских структур всех форм собственности к кредитным ресурсам, в том числе по линии международных финансовых организаций.
2002 год
Создан надежный и эффективный механизм защиты вкладов населения в банках.
В рамках Закона РУ «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках» основан Фонд гарантирования вкладов граждан в банках, членами которого, кроме «Халк банка», стали все коммерческие банки, осуществляющие свою деятельность на территории республики. Надежность, высокое качество обслуживания, партнерские отношения с клиентами становятся основными принципами в работе банков Узбекистана.
Совершенствуются институциональные основы функционирования банковской системы. Принятие программных документов, направленных на либерализацию и реформирование банковского сектора, предопределило повышение эффективности его деятельности. В их основу были положены принципы системности и поэтапности процесса либерализации банковской деятельности. Приверженность данным принципам позволила укрепить доверие населения к отечественным банкам. Такой подход явился большим достижением в процессе создания стабильной и надежной банковской системы.
В рамках Закона РУ «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках» основан Фонд гарантирования вкладов граждан в банках, членами которого, кроме «Халк банка», стали все коммерческие банки, осуществляющие свою деятельность на территории республики. Надежность, высокое качество обслуживания, партнерские отношения с клиентами становятся основными принципами в работе банков Узбекистана.
Совершенствуются институциональные основы функционирования банковской системы. Принятие программных документов, направленных на либерализацию и реформирование банковского сектора, предопределило повышение эффективности его деятельности. В их основу были положены принципы системности и поэтапности процесса либерализации банковской деятельности. Приверженность данным принципам позволила укрепить доверие населения к отечественным банкам. Такой подход явился большим достижением в процессе создания стабильной и надежной банковской системы.
2001 год
С 1 июля этого года предприятия малого бизнеса получают возможность осуществлять экспорт товаров (работ, услуг) собственного производства за наличную иностранную валюту через кассы учреждений банков с зачислением в установленном порядке валютной выручки на их счета. На этот беспрецедентный по доверию шаг Правительство республики идет с целью еще большего стимулирования развития малого бизнеса, частного предпринимательства и расширения их внешнеэкономической деятельности. Создается Консолидированный стабилизационный фонд в свободно конвертируемой валюте, который становится достаточно серьезным инструментом дальнейшего развития внебиржевого валютного рынка в Узбекистане.
Все заметнее стало проявлять себя сотрудничество между частным сектором и банковской сферой. Важными факторами, способствовавшими развитию этого партнерства, явились постепенное улучшение качества оказания банковских услуг, зарождение конкуренции в банковской среде, стремление поддержать предпринимательский корпус страны. Данный период положил начало взвешенной политике кредитования банков, внимательному изучению запросов клиентов и быстрому реагированию на потребности их бизнеса.
Все заметнее стало проявлять себя сотрудничество между частным сектором и банковской сферой. Важными факторами, способствовавшими развитию этого партнерства, явились постепенное улучшение качества оказания банковских услуг, зарождение конкуренции в банковской среде, стремление поддержать предпринимательский корпус страны. Данный период положил начало взвешенной политике кредитования банков, внимательному изучению запросов клиентов и быстрому реагированию на потребности их бизнеса.
2000—2010 годы
Данный этап в целом характеризуется серьезными достижениями в деле укрепления банковской системы Узбекистана. Осуществляется создание эффективного банковского сектора с современной инфраструктурой.
Перед банковской системой ставятся стратегические задачи, которые должны определять перспективы развития банковского сектора Узбекистана. Первая состоит в повышении финансовой устойчивости банков и расширении спектра финансовых услуг на внутреннем рынке. Вторая — в активизации банков Узбекистана на международном рынке капитала.
Президент Узбекистана Ислам Каримов в этот период еще более уделяет внимание вопросам развития финансово-банковской системы страны, ее укреплению и качественному улучшению деятельности с тем, чтобы ее устойчивость и стабильность могли противостоять кризисам. В связи с этим принимаются важные решения по повышению уровня капитализации ряда ведущих банков («Узпромстройбанка», «Асака-банка» и др.). Указ Президента Республики Узбекистан об увеличении уставного фонда «Микрокредитбанка» качественно изменяет деятельность этого банка, превратив его в один из основных кредитных центров по финансированию малого бизнеса и частного предпринимательства.
Каждый год данного периода становится новой ступенью общего поступательного развития банковско-финансовой системы страны.
Перед банковской системой ставятся стратегические задачи, которые должны определять перспективы развития банковского сектора Узбекистана. Первая состоит в повышении финансовой устойчивости банков и расширении спектра финансовых услуг на внутреннем рынке. Вторая — в активизации банков Узбекистана на международном рынке капитала.
Президент Узбекистана Ислам Каримов в этот период еще более уделяет внимание вопросам развития финансово-банковской системы страны, ее укреплению и качественному улучшению деятельности с тем, чтобы ее устойчивость и стабильность могли противостоять кризисам. В связи с этим принимаются важные решения по повышению уровня капитализации ряда ведущих банков («Узпромстройбанка», «Асака-банка» и др.). Указ Президента Республики Узбекистан об увеличении уставного фонда «Микрокредитбанка» качественно изменяет деятельность этого банка, превратив его в один из основных кредитных центров по финансированию малого бизнеса и частного предпринимательства.
Каждый год данного периода становится новой ступенью общего поступательного развития банковско-финансовой системы страны.
1999—2000 годы
Осуществляя дальнейшую либерализацию валютной политики, Узбекистан разрабатывает и вводит механизм продажи иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке.
Данный механизм предполагает покупку уполномоченными банками у своих клиентов иностранной валюты на договорной основе по свободному курсу, исходя из спроса и предложения на валютном рынке.
Данный механизм предполагает покупку уполномоченными банками у своих клиентов иностранной валюты на договорной основе по свободному курсу, исходя из спроса и предложения на валютном рынке.
1998 год
Банки страны обретают силу настолько, что могут работать в соответствии с базельскими рекомендациями.
Исходя из рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и международной практике, разрабатывается комплекс нормативных актов, регулирующих деятельность коммерческих банков в рамках международных стандартов финансовой отчетности. При этом используется принцип заблаговременного выявления проблем в балансе коммерческого банка и принятия упреждающих мер по предотвращению истощения капитала и снижения ликвидности банка с целью придания финансовой устойчивости коммерческим банковским структурам.
Исходя из рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и международной практике, разрабатывается комплекс нормативных актов, регулирующих деятельность коммерческих банков в рамках международных стандартов финансовой отчетности. При этом используется принцип заблаговременного выявления проблем в балансе коммерческого банка и принятия упреждающих мер по предотвращению истощения капитала и снижения ликвидности банка с целью придания финансовой устойчивости коммерческим банковским структурам.
1997 год
Одним из стратегических направлений реформ становится поощрение притока в банковский сектор частного капитала.
Этот процесс активизировался после выхода в 1997 году Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию создания частных коммерческих банков». В нем предусматривалось предоставление льгот для открытия банков с долей капитала физических лиц не менее 50%. 1997 год вошел в историю развития банковской сферы в связи с началом внедрения в деятельность банков информационных систем. До этого времени практически все расчеты на территории республики проводились в течение дня. С марта 1997 года было внедрено новое программное обеспечение и перевод всех расчетов на автоматический режим. Это позволило платежам в пределах республики проходить в течение 15 минут, а в пределах Ташкента — в течение 3 минут.
Осуществляется разработка механизма расчетов и внедрение современной системы межбанковских электронных платежей. Банкам предоставляется уникальная по тем временам возможность оснащать департаменты современным компьютерным и телекоммуникационным оборудованием. Они освобождаются от уплаты ряда налогов, с тем чтобы высвободившиеся средства могли быть направлены на модернизацию оснащения.
В стране появляются качественно новые потребители финансовой и экономической информации — отечественные и иностранные инвесторы.
Этот процесс активизировался после выхода в 1997 году Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию создания частных коммерческих банков». В нем предусматривалось предоставление льгот для открытия банков с долей капитала физических лиц не менее 50%. 1997 год вошел в историю развития банковской сферы в связи с началом внедрения в деятельность банков информационных систем. До этого времени практически все расчеты на территории республики проводились в течение дня. С марта 1997 года было внедрено новое программное обеспечение и перевод всех расчетов на автоматический режим. Это позволило платежам в пределах республики проходить в течение 15 минут, а в пределах Ташкента — в течение 3 минут.
Осуществляется разработка механизма расчетов и внедрение современной системы межбанковских электронных платежей. Банкам предоставляется уникальная по тем временам возможность оснащать департаменты современным компьютерным и телекоммуникационным оборудованием. Они освобождаются от уплаты ряда налогов, с тем чтобы высвободившиеся средства могли быть направлены на модернизацию оснащения.
В стране появляются качественно новые потребители финансовой и экономической информации — отечественные и иностранные инвесторы.
1996 год
Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», принятый в этом году, конкретизировал правовые аспекты деятельности второго уровня банковской структуры — коммерческих банков.
При разработке основополагающих законов — «О Центральном банке Республики Узбекистан» и «О банках и банковской деятельности» — учитывался опыт стран с развитыми финансовыми системами. Эти законы, а также Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» создали благоприятные правовые условия для образования частных и акционерно-коммерческих форм негосударственных банков. На развитие банковской сферы в данный период оказывают особое влияние следующие факторы: во-первых, в результате проводимых реформ в 1996 году Центральный банк Республики Узбекистан стал полноправным органом монетарного регулирования и банковского надзора; во-вторых, Закон РУ «О банках и банковской деятельности» четко определил правовые аспекты функционирования второго уровня банковской системы — коммерческих банков. Им были закреплены принципы формирования универсальных коммерческих банков на основе диверсификации банковских активов и привлечения иностранного капитала.
Характерным для этого периода стало создание кредитно-финансовых организаций, обслуживающих отдельные отрасли экономики. Такая специализация была обусловлена необходимостью финансирования определенных отраслей и секторов народного хозяйства (автомобильной индустрии, авиастроительства, сельского хозяйства и др.). В дальнейшем специализированные банки расширяют круг своих операций и клиентов в соответствии с требованиями бизнес-среды и нового уровня развития экономики страны.
Продолжаются процессы становления Центрального банка РУ как регулирующего и надзорного органа банковского сектора. Осуществляется качественное обновление законодательной базы, положения которой приводятся в соответствие с международной банковской практикой.
При разработке основополагающих законов — «О Центральном банке Республики Узбекистан» и «О банках и банковской деятельности» — учитывался опыт стран с развитыми финансовыми системами. Эти законы, а также Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» создали благоприятные правовые условия для образования частных и акционерно-коммерческих форм негосударственных банков. На развитие банковской сферы в данный период оказывают особое влияние следующие факторы: во-первых, в результате проводимых реформ в 1996 году Центральный банк Республики Узбекистан стал полноправным органом монетарного регулирования и банковского надзора; во-вторых, Закон РУ «О банках и банковской деятельности» четко определил правовые аспекты функционирования второго уровня банковской системы — коммерческих банков. Им были закреплены принципы формирования универсальных коммерческих банков на основе диверсификации банковских активов и привлечения иностранного капитала.
Характерным для этого периода стало создание кредитно-финансовых организаций, обслуживающих отдельные отрасли экономики. Такая специализация была обусловлена необходимостью финансирования определенных отраслей и секторов народного хозяйства (автомобильной индустрии, авиастроительства, сельского хозяйства и др.). В дальнейшем специализированные банки расширяют круг своих операций и клиентов в соответствии с требованиями бизнес-среды и нового уровня развития экономики страны.
Продолжаются процессы становления Центрального банка РУ как регулирующего и надзорного органа банковского сектора. Осуществляется качественное обновление законодательной базы, положения которой приводятся в соответствие с международной банковской практикой.
1995 год
1995 год характеризуется совершенствованием банковского законодательства. Исторически важный Закон «О Центральном банке Республики Узбекистан» не только дополнил правовые основы банковской системы, но и четко определил новый, особый статус и полномочия Центрального банка РУ, определив его первоочередные цели и задачи. Одновременно были созданы необходимые условия для улучшения качества обслуживания населения, а также для формирования конкурентной среды на кредитных и депозитных рынках. После отмены положения, ограничивавшего сумму привлекаемых сбережений населения объемом собственного капитала банка, существенно расширились возможности банковских учреждений и усилилась конкуренция. Результаты не заставили себя ждать. Если в начале 1994 года 98,5% сбережений населения приходилось на долю Сберегательного банка (сегодня это «Халк банк»), а на другие банки — 1,5%, то уже к концу того же года доля других коммерческих банков возросла, достигнув 12,8%. Сегодня этот показатель составляет 83,2%.
1993—1994 годы
В 1993—1994 годах продолжаются реформы в банковской сфере. Введение в обращение с 1 июля 1994 года национальной валюты — сума стало важной вехой в формировании независимой банковской системы и в развитии экономики Узбекистана в целом. Это фактически означало, что Центральный банк стал полностью самостоятелен в своих действиях и мог далее содействовать эффективному созданию национальной денежной системы с рыночными инструментами ее регулирования. Именно с этого времени деятельность Центрального банка по разработке тактики в проведении денежно-кредитной политики и валютного регулирования, регулирования банковской деятельности и затем создания эффективной платежной системы была полностью направлена на обеспечение стабильности национальной валюты.
1991 год
1991 год положил начало становлению ряда банков, которые, действуя в изменившихся условиях развития экономики Узбекистана, постепенно приобретали новые черты, осваивая современные методы работы. 1991—1992 годы стали переломными во взглядах на банковскую деятельность. Принятие Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» явилось основой для образования двухуровневой банковской системы и создания Центрального банка страны с возложением на него новых функций. Перед ним ставились задачи регулирования денежного обращения и платежной системы, формирования коммерческих банковских структур. Финансирование же различных отраслей экономики должны были теперь осуществлять создаваемые специализированные коммерческие банки, которые незамедлительно приступили к разработке новой стратегии своего развития и формированию своих внутренних подразделений на основе современных принципов и требований.